Songs to the verses Alexander Korotko

Source of Inspiration for a Musician

 

Alexander Korotko has never aimed at being a lyricist. But sometimes his poems experienced what usually happens to incomprehensible phenomenon, that makes you empathize, that inflames you, so you read poems again and again to find new colors, to gain insights into the author’s mystery and to unravel it. This is true for those who love good poetry, while an opinion of a professional musician or a composer is different: one artist endeavors to detect the other’s concept inside of his own sphere of composing songs. This is how numerous poems by Alexander Korotko were set to music by Ukrainian and Russian composers; were and are performed by famous singers. You can find some selected songs and complete albums in Supplements/Audio section of this site.

 

 

Nikolay Svidyuk, composer and singer, was one of the first to start setting Alexander Korotko’s poems to music. His famous song “Parting is a reason for meeting” as well as some others was included into Yury Bogatikov’s repertoire, and later into the composer’s solo album “Songs by Lyrics of Alexander Korotko”. Nikolay Svidyuk initiated a series of musical and poetic events, the first one of which was a recital held at “Chernomorsky”, Yalta health resort, where the poems were recited by the author and songs, written and sung by Nikolay Svidyuk, were performed. As the evening was over, reciting poems and responding to it went well into the night. The poet’s guests, Yury Bogatikov and Svyatoslav Belza, descried in Alexander Korotko what came true ten years later – he became a professional writer.

 

 

How misleading is death!

In the dissolute heart your portrait

 is kept. My right to own

 everything I will have to pray for.

 My soul won’t make a single step away from you.

 Parting is a reason for meeting.

 And already tonight I will make you a sign,

 but for now let memorial candles flame.

 And I hope indifferent coming of friends

 will not hurt you by chance,

 just while this insensible year

 we will secretly meet.

 1994

 

 

Songs by Inna Pushkar

In 1996 Alexander Korotko met Inna Pushkar, a composer from Kiev. Being a person with penetrating mind and gave precise assessments of poems that touched her soul. Their common creative work and friendship were fruitful and efficient. Their creative work lasted over ten years and was interrupted by death of Inna Pushkar.

An album with songs, recorded and performed by Inna Pushkar who had a beautiful rich voice, was released. Her bright, sincere and amazingly harmonious vocal expresses the whole palette of feelings, and the music highlights her keen understanding of poetry.

 

Joseph Kobzon: “Changes”

In 1997 Joseph Kobzon negotiated with Alexander Korotko and Inna Pushkar at his Moscow office. Shortly afterwards he recorded their song “Changes” for his double album “ Charmed and Enchanted”, which included the best songs from his rich repertoire.

 

* * *

Changes, my friend, changes.

In that edge of anguish and sorrow

Sweet wind fell at a knee

And is kissing a darling distance.

Domes are gilded as before,

January night is silvering.

I will sell everything to the last clothing,

But I will come back, I will return,

I just ask to help me.

 

Field will sleep long under frost.

The Sun, the woods, the grace, the birch day.

Sweet shiver will not part with the heart.

You will not carry anything away, all will remain.

 

The day will be, I under sleepy grass

Will fly to my snowy paradise

And will bury myself with a hoary head

Into your pure soul, my native land.

And the pain of parting will be forgotten,

I will find my lost trace

And will wash with a dew early morning,

As if those days didn’t exist.

 

Tamara Gverdtsiteli: “People are not gods”, “Windswept”, “I am a Mystery”, “Wounded Sky”

Some songs are successfully performed by Tamara Gverdtsiteli. This singer has been familiar with Alexander Korotko’s creative work and with the poet himself for a long time. Their meetings and telephone talks have always been marked with mutual interest and respect to creative work, the main aspect of their lives. And of course they always remember Inna Pushkar, who passed away untimely, when she was brimful of new ideas and desire to compose music.

 

  

Alexander Korotko described their common work in one of his publications: "We recorded “I am a Mystery” in Kiev, at the studio of Vladimir Bebeshko, a top-ranked music arranger and director. Inna was nervous. But Tamara Gverdtsiteli was resplendent, and everything worked out well on the first try. Everyone was in good mood. We joked and and didn’t want to leave. Inna offered Tamara to record another our song, “The year 41st”, but Gverdtsiteli’s sound engineer objected, so the recording was postponed. As Irina passed away, I called to Tamara to tell her about it. Her first words were “God, how terrible!.. What a pity!” As I told her the date of her death, Tamara was stunned “It’s a mysticism, it’s fatal, this was the day when I recorded “I am a Mystery” for TV in Moscow”.

 

***

Saved by the anguish of a passing day

And by the blush of the scattered nights of the world,

Why have you made an icon of me

Under the ashen sky of autumn rays.

I am a mystery, I am a shout of your hands,

I am a wounded beast, exhausted with pain.

Out of all the adorable tortures on the Earth

There is only one, and it’s called love.

Please, come here last night and pray,

Back to the sunrise, face to the sunset.

Look secretly back at the stars’ crossbreed,

Tight into a ring by the reason of parting.

And the Creator, thrown by the wind to the Earth,

Spend your soul, repay all your debts

And, if you find out, that it is the end,

Light a candle in the temple of heart for memory.

 

Svetlana Portnyanskaya: “I am a Mystery”, “Babi Yar”

The repertoire of the famous Jewish singer, who lives in Los-Angeles and concertizes all over the world, also includes two songs written by Alexander Korotko and Inna Pushkar. According to Svetlana Portnyanskaya, both songs are always received warmly by the audience, independent of the country. The song “Babi Yar” is particularly impressive, its tragic element and emotional intensity always eliciting applause from the audience and drawing them to tears.

 

BABIY YAR

 

The nation chosen by God,

the Sun is darkling on the palms.

The fourty-first black year.

Do you hear? Our memory is moaning.

On the way to Babiy Yar –

dolls, children’s little hands.

The inherited anguish, such a gift,

invisible beings – death notices.

Whispering of mother’s lips,

death with open eyes,

an ancient oak of three time girth

is quietly crying together with us.

Do you remember, Granny sang us

about a Jewish happiness song?

She sang us as gently as she could,

I will sing after resurrection.

Ghetto of fates, how do you sleep?

What dreams come to you?

In the world there is the Sun,

the laugh and birds,

you live both here and there.

 

2000 

 

In January, 2007, Svetlana Portnyanskaya was invited by Alexander Korotko to Kiev to discuss their joint project “We are the Stars of David”. The meeting with the singer at the Film Theatre was finished by this requiem song. The audience was deeply touched by the simple but deep lyrics, mournful melody and soulful performance.

“I am a Mystery” was recorded by Svetlana Portnyanskaya in 2007. Her performance is distinguished by specific colors: the singer managed to convey lyric, tragic and philosophic overtones of the poem by Alexander Korotko. “I am a Mystery” is hard enough to perform, and today’s interpretations by Inna Pushkar, Tamara Gverdtsiteli and Svetlana Portnyanskaya are equally talented.

Alexander Korotko’s poem written in 2007 and published in the book “I Never Lived on Earth” is devoted to Svetlana Portnyanskaya.

 

* * *

For Svetlana Portnyanskaya

 

Thoughtful cautious words live in your

Voice with a boundless expectation of Outcome. They take

Each other’s hands and sing in the name of the nation of desert.

A great mystery of chants for an instance comes down

From heaven and like a shy angel sits down on your shoulder.

Blessed and trusting soul returns you home,

And in a happy pacification you fall asleep

in the arms of your nation.

 

 

 

more

Песни на стихи Александра Коротко

Источник вдохновения для музыканта

Александр Коротко никогда не ставил цель стать поэтом-песенником. Но время от времени с его стихотворениями происходило то, что обычно случается, когда сталкиваешься с тем необъяснимым, что заставляет тебя сопереживать, не даёт покоя, ты возвращаешься к прочитанному вновь и вновь и находишь новые краски, постигая и разгадывая авторскую тайну. Это касается тех, кто любит хорошую поэзию, а взгляд профессионального музыканта, композитора – он иной: одна творческая личность стремится раскрыть замысел другой внутри своей сферы – сочинения песен. Так многие стихи Александра Коротко были положены на музыку композиторами Украины и России, пели и поют их известные исполнители. В разделе Галерея этого сайта можно познакомиться и с отдельными произведениями, и с целыми альбомами.

 

Наибольшее число песен на стихи Александра Коротко были написаны украинскими композиторами Инной Пушкарь и Николаем Свидюком. На фотографии слева – содружество служителей муз поэзии и музыки у входа в Оперный театр Киева, справа – поэт и композитор: рабочий момент создания новой песни.
 

Песни Николая Свидюка

Одним из первых песни на стихи Александра Коротко начал писать композитор и исполнитель Николай Свидюк. Его песня-шлягер «Расставание – повод для встречи» вошла, наряду с некоторыми другими, в репертуар Юрия Богатикова, а позже – в сольный альбом композитора «Песни на стихи Александра Коротко». Николай Свидюк был инициатором серии музыкально-поэтических вечеров. Первый в этом событийном ряду – творческий вечер в Ялте, в зале санатория «Черноморский», где звучали стихи в авторском чтении и песни, написанные и исполненные композитором Николаем Свидюком. Когда вечер окончился, поэзия и отклики на неё продолжились далеко за полночь. Гости поэта Юрий Богатиков, Святослав Бэлза разглядели в Александре Коротко то, что сбылось спустя десятилетие – он стал профессиональным литератором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***

 До чего же обманчива смерть!
 В разгулявшемся сердце хранится
 твой портрет. Моё право иметь
 всё, за что мне придётся молиться.
 От тебя я душой ни на шаг.
 Расставание – повод для встречи.
 Этой ночью уже я подам тебе знак,
 а пока пусть горят поминальные свечи.
 И друзей равнодушный приход
 пусть тебя не обидит случайно,
 просто в этот бесчувственный год
 мы встречаться с тобой будем тайно.

 1994

 

Песни Инны Пушкарь

В 1996 году Александр Коротко познакомился с киевским композитором Инной Пушкарь, проницательной и точной в оценке поэзии, к которой прикоснулась её душа. Их творческая и человеческая дружба, продолжавшаяся больше десяти лет и окончившаяся с уходом Инны Пушкарь из жизни, была насыщенной и продуктивной.

Вышел альбом песен, которые записала сама Инна Пушкарь, обладательница красивого, сильного голоса. Её яркий, искренний и удивительно гармоничный вокал передаёт целую палитру чувств, а музыка говорит о тонком понимании поэтического материала.

 

Иосиф Кобзон: «Перемены»

 

В 1997 году Иосиф Кобзон в своём московском офисе провёл переговоры с Александром Коротко и Инной Пушкарь и вскоре записал их песню «Перемены» для двойного альбома «Очарована, околдована», куда включил всё лучшее из своего богатого репертуара.

 

* * *

Перемены, мой друг, перемены.
В том краю, где тоска и печаль,
милый ветер припал на колено
и целует родимую даль.
Купола в позолоте, как прежде,
серебрится январская ночь.
Все продам до последней одежды,
но вернусь, я вернусь,
лишь прошу мне помочь.

Полю еще долго спать под морозами.
Солнце, роща, благодать, день берёзовый.
С сердцем сладостная дрожь не расстанется.
Ничего не унесёшь, все останется.

Будет день, я над сонной травою
полечу в свой заснеженный рай
и уткнусь я седой головою
в твою чистую душу, мой край.
И забудется боль расставанья,
я найду свой потерянный след
и умоюсь росой утром ранним,
словно не было прожитых лет.

 

Тамара Гвердцители: «Люди не боги», «На семи ветрах», «Я – тайна», «Раненое небо»

 

Несколько песен с успехом исполняет Тамара Гвердцители. Певица давно знакома и с творчеством Александра Коротко и с самим поэтом. Их встречи и телефонные разговоры всегда отмечены обоюдным интересом и уважением к тому главному, что есть у каждого – творчеству. И конечно, они всегда помнят безвременно ушедшую Инну Пушкарь, полную замыслов и желания сочинять музыку.

  

 

В одной из публикаций Александр Коротко вспоминает: «Я – тайна» мы записывали в Киеве, в студии ведущего аранжировщика и режиссёра Владимира Бебешко. Инна волновалась. Но Тамара Гвердцители была в великолепной форме, и с первого раза всё получилось. У всех было хорошее настроение. Мы шутили и не хотели расходиться. Инна предложила Тамаре записать еще одну нашу песню, «41-й год», но звукорежиссёр Гвердцители настоял на своём, и запись перенесли на следующий раз. Когда Инны не стало, я позвонил Тамаре и сказал об этом. Первыми ее словами были: «Боже, какой ужас!.. Как жаль!». Когда я назвал дату, реакция Тамары была ошеломляющей: «Это мистика, фатально, именно в этот день в Москве на телевидении я записывала песню "Я тайна"».



* * *

Хранимый тоской уходящего дня
и блефом разбросанных в мире ночей,
зачем ты иконою сделал меня
под пепельным небом осенних лучей.
Я тайна, я крик твоих трепетных рук,
я раненный зверь, измученный болью.
Из всех на земле восхитительных мук
есть только одна, и зовется любовью.
Ты в прошлую полночь приди помолись,
к рассвету спиною, к закату лицом.
На звездную помесь тайком оглянись,
зажатый рассудком разлуки в кольцо.
И, брошенный ветром на землю творец,
истрать свою душу, верни все долги
и, если узнаешь, что это конец, свечу 
в храме сердца на память зажги.


Светлана Портнянская: «Я – тайна», «Бабий Яр»

 

Известная еврейская певица, живущая в Лос-Анджелесе и много концертирующая по всему миру, тоже имеет в своём репертуаре две песни на стихи Александра Коротко и музыку Инны Пушкарь. По словам Светланы Портнянской, оба произведения всегда очень тепло принимают зрители, в какой бы части света она не выступала. Особенно мощно звучит песня «Бабий Яр», трагизм и высокий эмоциональный накал которой всегда вызывает у слушателей и бурю оваций, и нескрываемые слёзы.


БАБИЙ ЯР

Б-гом избранный народ,
солнце меркнет на ладонях.
Сорок первый чёрный год.
Слышишь? Память наша стонет.

По дороге в Бабий Яр –
куклы, детские ручонки.
Боль в наследство, вот так дар,
невидимки-похоронки.

Шёпот материнских губ,
смерть с открытыми глазами,
в три обхвата старый дуб
тихо плачет вместе с нами.

Помнишь, бабушка нам пела
о еврейском счастье песню?
Пела нежно, как умела,
я спою, когда воскресну.

Гетто судеб, как вам спится,
что за сны приходят к вам?
В мире солнце, смех и птицы,
вы живёте тут и там.

 

 

В январе 2010 года Светлана Портнянская по приглашению Александра Коротко прилетела в Киев для обсуждения совместного проекта «Мы звёзды Давида». На встрече с певицей в Доме кино, как всегда, в финале, прозвучала эта песня-реквием. Простые, но в то же время глубокие слова, скорбные звуки мелодии и проникновенное исполнение никого не оставили равнодушными.

Песня «Я – тайна» была записана Светланой Портнянской в 2007 году, исполнение отличается особыми красками: певице удалось передать лирический, трагический и философский подтекст стихотворного текста Александра Коротко. «Я – тайна» достаточно сложное для исполнения произведение, и сегодня эта песня одинаково талантливо звучит в трактовке Инны Пушкарь, Тамары Гвердцители и Светланы Портнянской.

Светлане Портнянской посвящено стихотворение Александра Коротко, написанное в 2007 году и напечатанное в книге «Я не жил на земле».

 

Светлане Портнянской

Задумчивые, настороженные слова живут в твоём
голосе бескрайним ожиданием Исхода. Они берут
друг друга за руки и поют от имени народа пустыни.
Великая тайна песнопений на мгновение спускается
с небес и робким ангелом садится на твоё плечо.
Благословенная и доверчивая душа возвращает
тебя домой, и в счастливом успокоении ты засыпаешь
в объятиях своего народа.

 

В июле 2017 года Светлана Портнянская снова в Киеве и снова встретилась со своими друзьями, в их числе - неизменно Александр Коротко. Известный фотохудожник Феликс Розенштейн сделал серию фотографий об этой встрече, одну из них с небольшим сопроводительным текстом Александр Коротко опубликовал на своей странице в фейсбуке. Две  другие предлагаем для посетителей этой страницы сайта. 
"Вчера мы встретились со Светланой Портнянской, прошли по улицам, посидели в одном из киевских ресторанов. Светлана - талантливая певица, человек с широкой и светлой душой и мой давний друг. Живёт в Америке, концертирует по всему миру и очень любит Киев, скучает по городу и своим друзьям.." - это фрагмент поста на ФБ. 
"Спасибо Саша! Ты прав, чувствую Киев, как родной город. Горжусь нашей дружбой!"- написала в фейсбуке Светлана в ответ на отзыв об этой встрече в Киеве почти десятилетие спустя.

  

 

ещё События